Статья участника региональной научно-практической конференции " Региональный опыт развития дошкольного, общего и дополнительного музыкального образования"

 

Статья на тему « Песенное творчество композиторов Омской области в современном музыкально-образовательном процессе»

Потребность  в ярком, образном, красочном, современном музыкальном материале, направленном на патриотическое воспитание детей, существовала всегда. Известен, пласт музыки, созданной омскими композиторами и широта его духовно-нравственной и патриотической тематики.

 

Современные  дети  с самого рождения окружены  музыкой, которая звучит на концертной эстраде, по радио, телевидению, в аудио и видеозаписях. Общественная потребность в выделении для детей «своего» жанра музыкального искусства, отражающего всё многообразие жизни, довольна велика[34]

Первенство в сфере детской музыки  принадлежит  песенному жанру, так как эта,  предельно краткая, лаконичная, выразительная и емкая форма вокальной музыки, обладает огромной силой воздействия и воспитания. 

В действующих программах  использование песенного творчества омских авторов сведено  к минимуму, знакомство с ним носит эпизодический характер, поэтому, обращение к  этой теме достаточно актуально.

История песни  - это, прежде всего, история творящих её людей. Поэтому большое внимание в работе уделяется «персонификации» песенного жанра, композиторам, которые, приняв эстафету от лидеров советской детской песни- Владимира Шаинского, Евгения Крылатова,  Юрия Чичкова, развивают эту область музыкального творчества в нашем регионе.

Преемственность классических традиций у современных композиторов проявляется в чёткости и ясности музыкальной формы, песенной природе тематизма, важной роли программности и звукоизобразительности. [6]

Вокальная музыка, безусловно, самое интересное в творчестве  наших землякав. Одной из сильных сторон автора является умение найти для каждой песни простую, ясную, выразительную мелодию, избежать, при этом, штампов, гармонического и мелодического шаблонов. Выбор музыкально-выразительных средств всегда подчинен «сверхзадаче» - создать образ яркий, эмоциональный, способный увлечь ребенка, принести ему радость общения с поэзией и музыкой.

Наиболее современными являются песни  ориентированные на высокого уровня поп-музыку, обнаруживающие связи с искусством эстрады, джаза и рок – культурой.

В основе остроумной песни-шутки Владимира Козлова «Мне они друзья» (слова А. Лизунова) – образ весёлого фантазера, который делится впечатлениями о посещении зоопарка.  Темпераментная, исполненная душевной бодрости, она полна устремлённости и порыва. Песня «Топтыжка» (слова В. Чупретова), привносит  шутливую улыбку, легкую иронию, комические эффекты, что делает общение с музыкой автора  желанным и привлекательным. 

Песни Александра Кузнецова  – это калейдоскоп прекрасных и ярких вокальных миниатюр.

Песни «Сколько счастья у людей», «Дом под крышей голубой» (слова В. Орлова) предлагают слушателям ответить на вечные философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о природе и  человеке.

Яркость, выразительность, «театральность», ироничность, доверительность, искренность, динамизм, и всегда – «первозданная» красота интонационного строя и гармонической палитры композитора  Сергей Долгушина  многие годы восхищают публику.       

С. Долгушин считает, что композитор, обратившийся в своем творчестве к детской аудитории, должен помнить, что общение с музыкой не только развивает детей, но и воспитывает их, расширяет их представление о человеке, его сущности. Именно поэтому песни о дружбе С. Долгушина стали настоящими шедеврами песенного искусства, носителями вдохновенного лиризма и необыкновенной мелодико-поэтической красоты:

 «Песня о дружбе» из детского мюзикла «Три крокодила», «Песенка друзей» из мюзикла «Урфин». 

Практически все спектакли с авторским участием С.Долгушина  являются высшей «планкой», настоящей «школой» театральной музыки:

театральная музыка С.Долгушина живописна, колористична, эффектна в плане звукописи и акустических форм работы со звуком. Это приобретает особое значение в плане потребности школьников в яркой иллюстративности, изобразительности музыки;

  - театральная музыка  С.Долгушина  легка для восприятия.

 

Музыка Александра Зобова образно яркая, театральная по своей природе, эмоционально увлекательная, обладающая щедрым мелодическим даром. Она отражает духовный мир человека глубоко интеллигентного, обладающего яркой индивидуальностью, тонким вкусом, остро отзывающегося на коллизии нашего времени. Такова «Ночная прогулка» (слова В. Маршака)

«Создать выразительную, яркую, рельефную мелодию, не лишая её при этом своей «детской» специфики – вот та главная цель, которая неизменно встаёт перед каждым автором детской песни. Особенно трудно достигнуть разнообразия, яркости мелодии в песнях, предназначенных для детей младшего возраста. И, всё же, можно проявить изобретательность и в этих скромных масштабах», - отмечает современный отечественный композитор Александр Ермолов.

Музыка композиторов Омской области  уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Авторов сближает стремление:

- соответствовать требованиям времени (композитор должен понимать сегодняшнего ребенка,  его мировосприятие и мышление);

- воплотить яркий, зримый, конкретный и рельефный музыкальный - образ;

- найти отзывчивый, искренний, доброжелательный музыкальный тон в общении со школьником;

- наладить нерасторжимую связь музыки с окружающим миром.

 

Главное в музыке омских композиторов то, что в ней современными средствами раскрывается мир детства – особый мир, близкий детям нашего времени, в котором нет места унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, мечтательность и  непосредственность. Такая музыка даёт возможность детям становиться её подлинными соавторами.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкальной деятельности ДОУ