Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкальной деятельности ДОУ

 

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Основными задачами являются:

•Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к

своей семье, сверстникам и к самому себе.

•Создавать условия, обеспечивающие благополучие каждого ребёнка.

•Используя здоровьесберегающие технологии, повышать адаптивные возможности детского организма( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки).

•Используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, формировать начало музыкальной культуры.

•Создавать развивающую предметно-пространственную среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях даёт возможность разнообразить привычные виды музыкальной деятельности с пользой для здоровья детей, способствует их творческому развитию.

Виды здоровьесберегающих технологий.

1. Валеологические песенки-распевки.

Несложные, добрые тексты (в том числе из программы Железновых, а также М. Красева «Барабанщик», Е. Тиличеевой «Кукушечка» и др.), такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

2. Дыхательная гимнастика.

В организованную музыкальную деятельность включаются упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Выполнение гимнастики по методике А. Стрельниковой помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность, нормализуют развитие голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Упражнение «Ладошки» (разминочное)(по Стрельниковой).

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зритетелю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать кулачки. Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. После активного вдоха выдох уходит свободно через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

3. Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. При разучивании песен регулярно наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, что приводит к выводу о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Разработанные артикуляционные упражнения Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание.

 

 

4.Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В организованной музыкальной деятельности используются:

  • оздоровительные упражнения для горла (по М. Картушиной);
  • фонопедические упражнения (по В. Емельянову);
  • интонационно-фонетические упражнения (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох);
  • игры со звуком;
  • голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Систематическое выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание.

 

5. Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы к внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В процессе работы повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Комплексы массажа и самомассажа выполняются под музыку. Она звучит ненавязчивым, приятным фоном во время проговаривания текста (чаще всего, несложные стихи или русские народные потешки) или текст пропевается.

Игровой массаж

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

6. Пальчиковые игры.

Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется движениями; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; также рифма положительна для слухового восприятия.

Пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового и теневого театра. Регулярное включение в организованную музыкальную деятельность пальчиковых игр :

  • стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  • совершенствует внимание и память;
  • формирует ассоциативно-образное мышление;
  • облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

7. Речевые игры.

Ритмодекламации позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У дошкольников формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и ее грамматический строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппараты.

Основой таких игр служит детский фольклор: русские народные потешки, песенки, шутки, считалки, дразнилки. Сопровождать декламацию могут музыкальные и шумовые инструменты, звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки), танцевальные и пантомимические движения, имитация движений и повадок животных, сонорные и колористические средства. Использование речевых игр Т. Боровик и Т. Тютюнниковой эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.

8. Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности.

Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной и нервной. Движение – фундамент настоящего и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу. Что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. По мнению Е. А. Аркина интеллект, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются осознанно.

В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия.

Цель ритмической гимнастики: охрана и укрепление здоровья ребенка и достижение полноценного физического развития.

 

9. Музыкотерапия.

Одно из новых направлений в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Этот метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

10. Арттерапия. Подразделяется на имаготерапию, сказкотерапию, изотерапию.

А) Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

1.    Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.

2.    Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.

3.    Психодрама (основатель – психолог, психотерапевт Дж. Морено). Сущность метода состоит в том, что «актеры» - пациенты играют не готовые роли, а свободно разыгрывают импровизацию проблемной ситуации. Результатом психодрамы является катарсис, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на зрителей психодрамы.

Б) Сказкотерапия.

Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

В) Изотерапия (рисуночная терапия).

Один из наиболее распространенных видов арттерапии. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

В целом, музыка оказывает свое благотворное влияние на детей в течение всего дня: воспитатели принимают детей в группах, где уже звучит приятная мажорная мелодия, тем самым снижается для ребенка ежедневный стресс расставания с родителями (особенно для малышей). Утренняя гимнастика проводится под яркую, динамичную музыку, что придает детям энергии, уверенности в себе. В организованной музыкальной деятельности (и не только музыкальной) педагоги дозировано используют классические произведения как фон, сопровождающий деятельность детей, повышающий работоспособность, а также контроль над эмоциональными состояниями. Засыпание проходит под колыбельные, способствующие общему расслаблению , а пробуждение после сна - под нежные, солнечные звуки музыки.

11. Физкультминутки.

Физкультминутка это — кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Таким образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий в организованной музыкальной деятельности позволяет успешно развивать музыкальные способности дошкольников и укреплять их здоровье. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий проводится постоянно и является длительным процессом.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения наиболее эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

 

 

Комментарии