Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкальной деятельности ДОУ
Целью
музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении
является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных
и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Здоровье
ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние
годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
Цель
проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ,
обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья,
выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование
привычки к здоровому образу жизни.
Музыкально-оздоровительная
работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный
на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и
укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной
личности ребенка.
Основными задачами
являются:
•Формировать
положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к
своей
семье, сверстникам и к самому себе.
•Создавать
условия, обеспечивающие благополучие каждого ребёнка.
•Используя
здоровьесберегающие технологии, повышать адаптивные возможности детского
организма( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям.
Формировать правильную осанку, гигиенические навыки).
•Используя
здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных
особенностей ребёнка, формировать начало музыкальной культуры.
•Создавать
развивающую предметно-пространственную среду и условия для формирования
гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях даёт
возможность разнообразить привычные виды музыкальной деятельности с пользой для
здоровья детей, способствует их творческому развитию.
Виды здоровьесберегающих
технологий.
1. Валеологические песенки-распевки.
Несложные,
добрые тексты (в том числе из программы Железновых, а также М. Красева
«Барабанщик», Е. Тиличеевой «Кукушечка» и др.), такие песенки поднимают
настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают
эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательная гимнастика.
В
организованную музыкальную деятельность включаются упражнения дыхательной
гимнастики А. Стрельниковой. Выполнение гимнастики по методике А. Стрельниковой
помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность не терять
бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность, нормализуют
развитие голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Гимнастика хорошо
запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме
того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное
лечебное воздействие:
- положительно влияет
на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и
легочной ткани;
- способствует
восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны
центральной нервной системы;
- улучшает дренажную
функцию бронхов;
- восстанавливает
нарушенное носовое дыхание;
- исправляет
развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и
позвоночника.
Упражнение
«Ладошки» (разминочное)(по Стрельниковой).
Исходное
положение: встать прямо, показать ладошки «зритетелю», при этом локти опустить,
руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Сделать короткий, шумный,
активный вдох носом и одновременно сжать кулачки. Руки неподвижны, сжимаются
только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. После
активного вдоха выдох уходит свободно через нос или рот. В это время кулачки
разжимаем.
3. Артикуляционная гимнастика.
Основная
цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений
органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. При
разучивании песен регулярно наблюдается неправильное произношение отдельных
звуков, что приводит к выводу о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.
Разработанные артикуляционные упражнения Е. Косиновой, Т. Куликовской, В.
Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в
пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы
повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась
музыкальная память, внимание.
4.Оздоровительные и фонопедические
упражнения.
Проводятся
для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики
заболеваний верхних дыхательных путей. В организованной музыкальной
деятельности используются:
- оздоровительные
упражнения для горла (по М. Картушиной);
- фонопедические
упражнения (по В. Емельянову);
- интонационно-фонетические
упражнения (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный
выдох);
- игры со звуком;
- голосовые сигналы
доречевой коммуникации.
Систематическое
выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и
деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное
дыхание.
5. Игровой массаж.
Тысячи
лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши,
ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы к
внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и
здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок
воздействует на весь организм в целом.
В
процессе работы повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего
организма, нормализуется вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного
аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей
снижается. Комплексы массажа и самомассажа выполняются под музыку. Она звучит
ненавязчивым, приятным фоном во время проговаривания текста (чаще всего,
несложные стихи или русские народные потешки) или текст пропевается.
Игровой массаж
1-я
точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я
точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я
точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я
точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я
точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я
точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я
точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
6. Пальчиковые игры.
Проговаривание
детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень
полезно: речь ритмизируется движениями; она становится более громкой, четкой,
эмоциональной; также рифма положительна для слухового восприятия.
Пальчиковые
игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под
музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового
и теневого театра. Регулярное включение в организованную музыкальную деятельность
пальчиковых игр :
- стимулирует действие
речевых зон коры головного мозга детей;
- совершенствует
внимание и память;
- формирует
ассоциативно-образное мышление;
- облегчает будущим
школьникам усвоение навыков письма.
7. Речевые игры.
Ритмодекламации
позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое
музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со
слухом речевым. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр,
артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому данные игры развивают у детей как
музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на
музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У дошкольников
формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме;
развивается звуковая культура речи, связная речь и ее грамматический строй.
Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и
дыхательный аппараты.
Основой
таких игр служит детский фольклор: русские народные потешки, песенки, шутки,
считалки, дразнилки. Сопровождать декламацию могут музыкальные и шумовые
инструменты, звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки), танцевальные и
пантомимические движения, имитация движений и повадок животных, сонорные и колористические
средства. Использование речевых игр Т. Боровик и Т. Тютюнниковой эффективно
влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной
активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.
8. Ритмическая гимнастика –
выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской
деятельности.
Движение
- это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с
сердечно-сосудистой системой, дыхательной и нервной. Движение – фундамент настоящего
и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате
глубоких медицинских исследований пришел к выводу. Что недостаток движений не
только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную
работоспособность. По мнению Е. А. Аркина интеллект, эмоции возбуждаются к
жизни движениями. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными
формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники.
Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку,
способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста
овладевают различными движениями и упражняются осознанно.
В наше
время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в
дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на
деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов
кровообращения и дыхания. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем
грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия.
Цель
ритмической гимнастики: охрана и укрепление здоровья ребенка и достижение
полноценного физического развития.
9. Музыкотерапия.
Одно из
новых направлений в педагогическом процессе дошкольного образовательного
учреждения. Этот метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии
музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка
может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения
внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного
поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на
самочувствие человека. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране
начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия.
Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка
не только развивает детей, но и оздоравливает их. Слушание правильно подобранной
музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность,
восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения,
которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их
двигательно-игровой деятельности.
10. Арттерапия.
Подразделяется на имаготерапию, сказкотерапию, изотерапию.
А)
Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её
основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение
психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения
личности. Для этого используется творческая активность личности.
Имаготерапия
имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.
1.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана
на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах,
нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.
2.
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и
драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции».
Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических
коммуникативно-поведенческих стереотипов.
3.
Психодрама (основатель – психолог, психотерапевт Дж.
Морено). Сущность метода состоит в том, что «актеры» - пациенты играют не
готовые роли, а свободно разыгрывают импровизацию проблемной ситуации.
Результатом психодрамы является катарсис, при этом катарсис распространяется
как на «актеров», так и на зрителей психодрамы.
Б) Сказкотерапия.
Наиболее
приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из
видов библиотерапии – сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии
в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в
этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно
мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни,
сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и
переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти
выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов,
усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
В)
Изотерапия (рисуночная терапия).
Один из
наиболее распространенных видов арттерапии. Рисование – это творческий акт,
позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли
и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми
пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование
выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций,
в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют
для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции
неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано
с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как
значительный психологический и коррекционный фактор.
В
целом, музыка оказывает свое благотворное влияние на детей в течение всего дня:
воспитатели принимают детей в группах, где уже звучит приятная мажорная
мелодия, тем самым снижается для ребенка ежедневный стресс расставания с
родителями (особенно для малышей). Утренняя гимнастика проводится под яркую,
динамичную музыку, что придает детям энергии, уверенности в себе. В
организованной музыкальной деятельности (и не только музыкальной) педагоги
дозировано используют классические произведения как фон, сопровождающий
деятельность детей, повышающий работоспособность, а также контроль над
эмоциональными состояниями. Засыпание проходит под колыбельные, способствующие общему
расслаблению , а пробуждение после сна - под нежные, солнечные звуки музыки.
11. Физкультминутки.
Физкультминутка
это — кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует
укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка
проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить
утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи
и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их
содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую
физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей
становится рассеянным и им надо взбодриться.
Таким
образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий в
организованной музыкальной деятельности позволяет успешно развивать музыкальные
способности дошкольников и укреплять их здоровье. Работа по внедрению
здоровьесберегающих технологий проводится постоянно и является длительным
процессом.
Музыкальные
занятия с использованием технологий здоровьесбережения наиболее эффективны при
учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на
усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации,
варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без
совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который
активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Комментарии
Отправить комментарий